Порядок обжалования правовых актов главы города Ставрополя, администрации города Ставрополя и ее должностных лиц


Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрен порядок оспаривания нормативных правовых актов.

Правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части обладают следующие лица:

- лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом;

- общественное объединение в защиту прав, свобод и законных интересов всех своих членов в случае, если это предусмотрено федеральным законом;

- прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования;

- Центральная избирательная комиссия РФ, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования.

Срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим может быть общим и специальным.

Общий срок, в течение которого может быть подано административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, равен сроку действия этого нормативного правового акта.

Специальный срок предусмотрен для подачи в суд административного искового заявления о признании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим, который составляет десять дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта.

Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать следующие сведения:

1) сведения, предусмотренные п. п. 1, 2, 4 и 8 ч. 2 и ч. 6 ст. 125 Кодекса;

2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются следующие документы:

- указанные в п. п. 1, 2, 4 и 5 ч. 1 ст. 126 Кодекса, в частности документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;

- документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

- копия оспариваемого нормативного правового акта.

К принятию решения суда по данной категории дел применяются общие правила.

Судом выносятся следующие решения:

- об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

- об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Помимо этого, суд, установив при рассмотрении дела несоответствие применения на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений истолкованию данного акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, указывает на такое несоответствие в мотивировочной и резолютивной частях решения.

Решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по общим правилам.

Признание судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части имеет следующие последствия:

- этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты;

- не могут применяться нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

За судом закреплено право возложить на лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части, если судом выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.