30 января 2023
обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;
- запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Имеются особенности по привлечению отдельных категорий должностных лиц к ответственности. В связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2020 № 174-ФЗ в КоАП РФ, привлечение сотрудников таможенных органов, ОВД, Росгвардии, ФСИН, ФССП, МЧС, Следственного комитета России к административной ответственности за несоблюдение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан стало невозможным. Определяя особенности привлечения этих сотрудников к ответственности, ст. 2.5 КоАП РФ закрепляет общее правило, согласно которому за административные правонарушения указанные лица несут дисциплинарную ответственность (часть 1), кроме случаев наступления административной ответственности на общих основаниях (часть 2).
Поскольку в перечень предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ правовых норм не включена ст. 5.59 КоАП РФ об ответственности за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, то сотрудники таможенных органов, ОВД, Росгвардии, ФСИН, ФССП, МЧС, Следственного комитета России за такое нарушение теперь могут быть привлечены только к дисциплинарной ответственности.
Гражданам рекомендуется при направлении в органы прокуратуры обращений на действия сотрудников таможенных органов, ОВД, Росгвардии, ФСИН, ФССП, МЧС, Следственного комитета России ставить вопрос не об административной ответственности виновных сотрудников по ст. 5.59 КоАП РФ, а об установленной законом ответственности.
Наиболее распространенными нарушениями Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращений являются: нарушение 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан (ст.12), ненаправление обращений по компетенции при наличии к тому оснований или неуведомление заявителя о переадресации обращения для рассмотрения в другой орган (ст.8), направление ответов на поступившие в электронной форме обращения посредством почтовой корреспонденции, а также неполнота проверочных мероприятий и отсутствие всестороннего рассмотрения всех доводов обращения (ст.10).
Помощник прокурора района
В.В. Гончаров