25 марта 2019
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
При этом, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель по требованию потребителя обязаны предоставить подтверждение своих полномочий, вытекающих из заключенного ими договора с изготовителем (продавцом).
Рассмотрим основные права потребителя. Они записаны в Гражданском кодексе, Законе о защите прав потребителей, Законе о рекламе, Правилах предоставления услуг междугородной и международной телефонной связи, Правилах бытового обслуживания населения в РФ, Правилах производства и реализации продукции (услуг) общественного питания и прочих законодательных актах. Права, указанные в этих документах, не распространяются на лиц, не являющихся потребителями.
Закон установил, что все товары, работы, услуги, должны соответствовать стандарту и санитарным нормам. Такие нормы, выработанные специалистами, позволяют установить, какой товар является качественным и какие услуги - надёжными.
Если закон устанавливает права потребителей, значит, государство обязано их защищать. У нас в стране существует государственный орган - Федеральный антимонопольный комитет. Он контролирует соблюдение прав потребителей.
Большую помощь в этом оказывают органы местного самоуправления. Созданы общественные организации - союзы, ассоциации, проводящие экспертизу товаров, защищающие рядовых граждан в суде.
Основные права потребителей:
- Право потребителя на информацию;
- Право потребителя на соблюдение установленных сроков выполнения работ и оказания услуг;
- Право потребителя на использование товаров в течение всего установленного изготовителем срока его службы;
- Право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества;
- Право потребителя отказаться от товара, приобретенного дистанционным способом;
- Право потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работы или оказания услуги без предъявления претензий;
- Право потребителя на возмещение вреда, причинённого его жизни, здоровью или имуществу вследствие нарушения его прав;
- Право потребителя на компенсацию морального вреда;
- Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей
- Право потребителя на государственную и общественную защиту своих прав.
Когда нарушаются права потребителей, продавцы, изготовители товаров, исполнители услуг несут имущественную ответственность. Потребителям выплачивается неустойка (штраф), возмещается имущественный, а также моральный ущерб.