Личный кабинет
Aa

Прокуратура Промышленного района города Ставрополя разъясняет

23 июня 2020


О разграничении понятий «кража» и «находка».

Кража - тайное хищение чужого имущества. Находка - обретение утраченного владельцем имущества, а также непосредственно найденная вещь.

Находка регулируется нормами гражданского законодательства, тогда как кража находится в правовом поле уголовного закона.

Правовые подходы, подкрепленные в том числе, решениями Верховного суда Российской Федерации, что считать кражей, а что находкой - являются достаточно четкими. Так, владение в юридическом смысле понимается значительно шире, чем просто держать вещь в руках или непосредственно ею пользоваться, поэтому даже оставленная без присмотра вещь не перестает принадлежать владельцу. Вещи, оставленные без присмотра в общественных местах (магазин, торговый центр, поликлиника), считаются находящимися во владении лиц, которым они принадлежат. Так, если гражданин забывает свои вещи на столике в кафе, а работники либо посетители кафе забирают их себе и начинают использовать, они совершает кражу. Таким образом, действия лица будут квалифицированы как кража в том случае, если потерянная вещь находится в общественном месте и место ее нахождения владельцу известно.

Находка же характеризуется следующими признаками: владельцу ее место нахождения неизвестно и она не имеет идентификационных признаков.

Вместе с тем, даже если вещь подпадает под вышеперечисленные признаки, нашедший потерянную вещь, в соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 227 ГК РФ, обязан немедленно уведомить об этом ее хозяина. Если владелец неизвестен - заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

 

Запрещено распространять информацию, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.

Такой запрет содержится в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Ответственность за распространение такой информации наступает по статье 20.3.1 КоАП РФ и статьям 280, 280.1, 282 УК РФ.

За совершение административного правонарушения гражданину может быть назначен административный арест до 15 суток, для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 250 тысяч до 500 тысяч рублей.

Административная ответственность предусмотрена также за распространение следующей информации:

-сведений, выражающих явное неуважение к обществу, о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества (часть 4 статьи 13.15 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в размере до 1 млн. рублей);

-сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств (ч. 5 статьи 13.15 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 5 тысяч рублей для граждан, до 50 тысяч рублей для должностных лиц, 1 млн. рублей либо административное приостановление деятельности на 90 суток – для  юридических лиц);

- информации, в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство, свидетельствует о явном неуважении к обществу, государству, официальным государственным символам России, Конституции России, органам государственной власти (ч.ч. 3-5 статьи 20.1 КоАП РФ предусматривают наказание в виде административного штрафа до 300 тысяч рублей, а также административный арест до 15 суток);

-распространение «фейковых новостей» (ответственность за них предусмотрена частями 9-11 статьи 13.15 КоАП РФ и влечет наложение штрафа на граждан до 400 тысяч рублей, на должностных лиц –до 900 тысяч рублей, на юридических лиц –до 10 млн. рублей).

За распространение «фейковых» новостей предусмотрена также уголовная ответственность по статьям 207.1 и 207.2 УК РФ.

 

Ответственность за мелкую взятку.

Коррупция в настоящее время охватывает почти все сферы жизни нашего общества, она является актуальной проблемой государства, с которой оно вынуждено бороться. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) внесена ст. 291.2 "Мелкое взяточничество".

Указанная статья подлежит вменению к лицам, которые получили, дали взятку лично либо через посредника на сумму, не превышающую 10 000 рублей.

Законодателем признаны в равной степени опасными для общества деяния: дающего незаконное вознаграждение рядового гражданина и получающего незаконное вознаграждение представителя власти либо должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями.

Получение взятки, так и ее дача отрицательно воздействуют на функционирование, какого бы то ни было органа государственной власти.

Обязательными участниками процесса дачи и получения взятки являются должностные лица. В паре "взяткодатель и взяточник" одним из участников предстает специальный субъект, представляющий власть или выполняющий организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции.

При этом в ст. 291.2 УК РФ рядовой гражданин, дающий взятку, и должностное лицо, получающее взятку, признаны равно опасными для общества.

Вместе с тем, согласно примечанию к ст. 291.2 УК РФ лицо, совершившее дачу взятки освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

 

Ответственность за использование нацистской символики.

В Российской Федерации введен запрет на использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Санкция статьи предусматривает для виновных наказание в виде административного штрафа: на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц от 1000 до 4000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц от 10000 до 50000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Рассмотрение дел указанной категории осуществляется судами Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст. 354.1 УК РФ  за отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично предусматривается уголовная ответственность. Санкция данной статьи предусматривает для виновных наказание в виде, в том числе, в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

 

Внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании».

Президентом России 8 июня 2020 года подписан Федеральный закон № 165 «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральным законом предусматривается, что лица, осваивающие образовательные программы высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам, а лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, – к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам.

Порядок допуска указанных лиц к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

На педагогических работников, принятых на работу до дня вступления федерального закона в силу, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в  Российской Федерации» о наличии среднего профессионального или высшего образования.

Федеральный закон вступил в силу 19.06.2020.

 

ПРОКУРАТУРА

Промышленного района г. Ставрополя

 

В текущем году прокуратурой района пристальное внимание уделялось надзору в сфере противодействия коррупции.

Так, в 2020 году выявлено более 100 нарушений закона, с целью устранения которых внесено 32 представления об устранении нарушений закона, 37 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 1 – к административной, в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в правоохранительные органы района для возбуждения уголовного дела направлены 4 материала.

Всего правоохранительными органами района возбуждено 55 уголовных дел коррупционной направленности, судами района рассмотрены 5 таких дел.

 

За незаконную миграцию предусмотрена уголовная ответственность.

Незаконная миграция - это въезд в Российскую Федерацию, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением российского законодательства, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации.

Порядок пересечения Государственной границы РФ установлен Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Ответственность за нелегальную миграцию предусмотрена статьями 322 - 322.3 Уголовного кодекса РФ.

Статья 322 УК РФ предусматривает ответственность за перемещение через границу при отсутствии установленных документов, с использованием подложных или чужих документов либо с действительными документами, но без соответствующего разрешения, а также минуя пограничный контроль или в неустановленном месте является незаконным пересечением границы.

Наказание за данное противоправное деяние наступает в виде штрафа, принудительных работ или лишения свободы в зависимости от определенных этой нормой закона обстоятельств.

Уголовно-наказуемым деянием является организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ), то есть организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в стране или незаконного транзитного проезда через российскую территорию.

За эти действия предусмотрены штраф, обязательные или исправительные работы либо лишение свободы на срок до пяти лет, с правом суда применить дополнительное наказание в виде ограничения свободы сроком до двух лет.

Статьями 322.2 и 322.3, устанавливающими ответственность за фиктивную регистрацию гражданина России по месту пребывания или жительства в жилом помещении в Российской Федерации, за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.