Личный кабинет
Aa

Прокурор Ленинского района города Ставрополя разъясняет: Особенности зашиты гражданами своих прав посредством обращения в прокуратуру

2 февраля 2018


    В Российской Федерации недостаточно разработан механизм реализации гражданами прав и свобод, не полностью сформирована законодательная база. Нерешенность данных проблем влечет к нарушению прав и свобод граждан.
    В складывающейся ситуации востребована роль прокуратуры в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее — Закон о прокуратуре) поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (далее — Инструкция).  Данная инструкция была утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45.
    Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры РФ обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ.
    Каждый гражданин РФ, человек, у которого нет гражданства, должностное лицо, иностранец имеет право обратиться в прокуратуру РФ и при этом рассчитывать на единые сроки и порядок рассмотрения такого обращения. Заявление можно подать как письменно, так и в электронном виде. Любое обращение гражданина вне зависимости от его сути и формы должно быть подвергнуто предварительному рассмотрению, после чего будет принято одно из решений, перечисленных ниже, и заявитель в обязательном порядке будет уведомлен о результате рассмотрения. Существует определенный порядок и срок рассмотрения жалобы в прокуратуре.
    Итак, обращение в прокуратуре могут: вернуть заявителю, принять к разрешению, приобщить к схожему или более раннему обращению, оставить без разрешения, оставить без рассмотрения, направить в другой подведомственный орган, передать на разрешение в подведомственный орган прокуратуры.
    В рассмотренном заявлении будет принято одно из решений, которые утверждены в специальной инструкции. И о принятом решении обязательно будет уведомлен заявитель.  
    За гражданином закрепляется право прекратить рассмотрение его заявления. Если же гражданин решит прекратить рассмотрения его заявления, то это автоматически влечет прекращение рассмотрения данного заявления прокурором, при условии, если в заявлении нет сведений, подтверждающих наличие какого-либо правонарушения. После проведенной проверки заявитель вправе ознакомится со сведениями, относящимися к нарушению его прав и свобод, при условии, что данная возможность гражданина не противоречит законным интересам других лиц.
    Так, в прокуратуру района обратилась гражданка Р. по вопросу ознакомления с материалами надзорных производств по своим обращениям и по обращениям гражданки А.
    Согласно пункта 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 №45, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся, в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
    Письменное решение о предоставлении заявителю возможности знакомиться с документами принимает прокурор или его заместитель.
    Прокуратурой района направлено разъяснение заявительнице, в котором указано, что гражданка Р. вправе ознакомиться с материалами надзорного производства по своим обращениям, в связи с чем, она может явиться в прокуратуру Ленинского района г. Ставрополя по адресу: г. Ставрополь, ул. Морозова, 1а в любое время с понедельника с 09 часов до 18 часов по пятницу с 09 часов до 16 часов 45 минут (перерыв с 13 часов до 13 часов 45 минут).
    Вместе с тем, согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Гражданкой А. не дано согласие на выдачу копии ее жалобы, иных приобщенных к ней документов, использование персональных данных третьим лицом.
В связи с изложенным, предоставить материалы надзорного производства гражданке Р. по обращениям гражданки А. не представляется возможным.
В заключении отметим, что у любого человека есть право обратиться в прокуратуру, если он считает, что каким-либо образом нарушили его права или они могут пострадать в связи с определенной деятельностью прочих лиц. У прокуратуры Российской Федерации есть обязательства по отслеживанию соблюдения законности и устранению нарушений, способных привести к нарушению закона.
Рассмотрению не подлежат заявления, написанные неразборчиво, повторные, анонимные и те, по отношению к которым уже были проведены неоднократные проверки, о результатах коих заявителя уведомляли, а в новом обращении новые факты отсутствуют. Заявитель, которого по какой-либо причине не устроил результат рассмотрения заявления, имеет право записаться на личный прием и пояснить суть требований устно.
Если вынесли прокурорское представление, заявителю обязаны разъяснить, когда и где он может быть ознакомлен с результатом исполнения
вердикта прокурора. В случае коллективной заявки ответ могут направить всем заявителям или тому, который указан первым.
Этому гражданину потребуется довести до сведения остальных участников заявления информацию о проведенной проверке.
Жалобы, заявления и предложения граждан должны разрешаться за 15 суток с момента их поступления в прокуратуру; при необходимости проведения дополнительной проверки, истребовании документов и осуществлении проверочных мероприятий срок увеличивается до 30 суток, но не позднее, согласно п. 5.1 Инструкции. Имеется также оговорка, предусматривающая случаи, когда федеральным законом установлен другой срок - по обращениям, отвечающим требованиям УПК РФ максимальным сроком рассмотрения жалоб является 10 суток.